Ещё накануне минувших праздников большинство россиян призналось, что у них нет новогоднего настроения. В ходе некоторых опросов в этом году был поставлен рекорд – 89% респондентов заявили, что не испытывают «того самого» настроя, а к веселью было готово менее 10%. И практика подтвердила эти данные.

Впервые помню такое, чтобы в новогоднюю ночь писали и поздравляли так мало, чтобы скупые поздравления растянулись на несколько дней после, но и то, скорее это были дежурные фразы. Даже традиционный спам открыток в домовых и рабочих чатах резко снизился, всего до пары-тройки открыток, хотя ещё год назад их буквально заваливали таким контентом.

На улицах тоже было не слишком празднично. В магазинах и ресторанах дежурно поздравляли с праздниками, но как-то без энтузиазма. Конечно, такова государственная установка – отмена салютов, иллюминации. Риторика «тяжёлых лет», кажется, победила, праздник перестал быть праздником, скорее стал временем побега от реальности. Люди старались «забиться» в семейные или дружеские норы, провести каникулы, максимально погрузившись в какие-то хлопоты.

Предновогоднее наступление на «звезд эстрады» с их непристойными вечеринками также способствовало погружению в атмосферу «не время веселиться». По крайней мере разговоры за столом, которые касались событий последних дней, сформировали такое представление у многих. Что ж, похоже, те, кто хотел, чтобы новогоднее настроение улетучилось вместе с мирными временами, – своего добился. Праздника в этом году не получилось.

Вероятно, тот заметный в быту уровень тревожности (который, согласно излишне оптимистичным опросам ФОМ, застыл на отметках относительного спокойствия) всё-таки даёт о себе знать. Вера в лучшее – то, что отличало каждый новогодний праздник, постепенно рассеивается. Многие россияне уверены лишь в том, что будет не хуже, чем в прошлом году, и столько же – что будет хуже. Оптимистов чуть меньше половины, но и они предпочитают просто не думать о будущем.

Тем не менее Новый год – это такая точка отсчёта в жизни каждого, когда хотя бы абстрактно, но про будущее приходится подумать. Хотя бы в формате тоста. В этот раз многие сдержанно поздравляли и желали личного счастья, стараясь не замахиваться на что-то оптимистически большее. В итоге праздник обрёл черты какой-то сдержанной надежды на лучшее, к чему очень напрашивалась фраза – «но это не точно».

Возможно, всё это немного отрезвит население. В конце концов «дух Рождества», который в Советском Союзе воссоздавался в виде «новогоднего настроения», – это эмоциональное состояние общества, которое при всех тяжестях жизни стремится стать лучше, жить, а не выживать. В последние сытые годы праздник стал приедаться, продукты питания перестали быть дефицитом, каждый старался отличиться неожиданным форматом отмечания – от поездки в теплые страны до дорогого салюта.

Дефицита нет и сейчас, но украшение ёлок и праздничные салаты превратились в рутину. Может быть, когда-то в будущем людям захочется вернуться именно к такой жизни, когда каждый новогодний праздник ощущался как вера в будущее, что оно, это будущее, будет лучше, а не хуже, чем минувшее. Но для этого нужно, чтобы что-то существенное изменилось в самом обществе, во всей стране.

Илья ГРАЩЕНКОВ

Источник: ..:: газета «Крестьянская Русь» ::..